КОНТ ОГЮСТ (


КОНТ ОГЮСТ (
1798-1857) – французский философ, социолог, основоположник позитивистской философии. Основная работа: «Курс позитивной философии» в 6 томах (1830-1842). В разработке методологических основ позитивизма опирался на идеи французского философа А. Сен-Симона,  который на основе специфики  способа  объяснения  мира  выделил  три  стадии  интеллектуального развития  человечества: а) теологическую (объяснение мира на основе действия сверхъестественных сил), б) метафизическую (на основе умозрительных абстракций и критики религиозного объяснения мира), в) позитивную (опирающуюся на факты, эксперимент и опыт). На основе этого, Конт сделал вывод, что позитивная стадия является подлинно научной, ибо все суждения о мире опираются не на абстрактные, оторванные от  действительности знания, а на конкретные и опытные факты. «Позитивизм, – писал О. Конт, – глубоко противоположен материализму не только по своему философскому характеру, но и по своему политическому назначению». Исходным пунктом всех рассуждений О. Конта был анализ науки и ее отношения с философией. Он объявил «метафизикой» всякую теорию, твердо  признающую существование и  познаваемость объективной  реальности. Наука должна ограничиваться описанием внешней структуры явлений, при этом должна отвечать на вопрос как, а не почему протекают данные явления. Описать– значит отчасти и объяснить, ибо описание структуры явлений позволяет вывести законы,  формирующие  наблюдаемые  функциональные  отношения  между подвижными элементами  данной  структуры. А это, в свою очередь, может способствовать вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь». В своей классификации Конт расположил науки в направлении от общегои простого, более легко изучаемого и точного знания к знанию частному, более сложному для исследования, а потому и менее точному. Прежде всего он делит все науки на две группы –  теоретические и прикладные. Затем теоретические науки делит на 1) абстрактные, или общие, которые трактуют о классах явлений;2) конкретные, или частные, описательные, которые занимаются предметными комбинациями разных явлений, например, минералогия, ихтиология и т.д. В этомделении наук  О.  Конта  больше  всего  интересуют  абстрактные  теоретические науки, которые он представил в следующем ряду: 1) математика с включением в нее  теоретической  земной  механики;  2)  теоретическая  астрономия  (небеснаямеханика); 3) физика; 4) химия; 5) физиология (биология); 6) социология. Последняя наука была детищем Конта, как и сам термин. Этой наукой он надеялся заменить  целый  спектр  наук  об  обществе,  включая  политическую  экономию,правоведение, этику. В этом ряду нет философии (она устраняется за ненадобностью, поскольку теперь каждая наука сама себе философия). Функции же самой философии Конт низводит до роли систематизатора научного знания. В социологии Конта,  которую  он  нередко  называл  социальной  физикой,  переплетались биологический  натурализм  и  исторический  идеализм.  Подобно  физике,  Конт выделял в социологии два раздела –социальную статику и социальную динамику. Согласно Конту, социальная динамика исследует изменения отношений идей подвлиянием идей, а социальная статика – условия равновесного состояния общества. Социология должна быть построена дедуктивно так, чтобы изучение частных (индивидуальных) явлений основывалось на  предшествующем познании общих(коллективных) процессов. Социальная динамика описывает развитие общества и его историю. Первичный элемент человеческого общества – семья. В ходе истории идет смена мировоззрений согласно закону трех стадий. Каждый этап развития человеческого духа воздействует определяющим образом на политические, правовые и экономические  отношения людей. Теологической стадии духа соответствовал режим наследственных феодальных монархий,  «метафизической» –подъем средних классов, влияние юристов, при позитивной же стадии обществом будут править  позитивисты-философы от имени капитанов финансового мира – банкиров. Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской истории – военно-завоевательная,оборонительная и, наконец, научно-промышленная, т.е. капиталистический строй.  Конт был сторонником полной диктатуры крупной финансово-промышленной буржуазии и противником  представительных учреждений, демократии.Социальная статика абсолютно не связана с социальной динамикой. В ее задачу входит обоснование устойчивого состояния общества. В ней предлагается нормативный принцип процветания «позитивного»  общества: «любовь как принцип,порядок как основание и прогресс как цель». «Любовь» в формуле Конта означает не разумно-эгоистическое  чувство Фейербаха, а некое таинственное влечение, совершенно автономное и необъяснимое. Именно на этом чувстве должны основываться отношения  между  социальными  группами.  «Порядок»  предполагает сохранение  социального  статуса  отдельных классов  и  социальных групп.  Что касается «прогресса», то он видится Кошу в  материальном благополучии. Контсыграл положительную роль в развитии науки и её популяризации, сделав науку объектом философского интереса, чем проложил линию сциентизма.  

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.